Ответы священника

Владислав, 26.02.2024

Здравствуйте! Я православный христианин, каждую неделю участвую в литургии, исповедуюсь, причащаюсь. Воцерковляюсь уже 20 лет. Но до сих пор не могу ясно понять один из краеугольных догматов христианства - искупительную жертву Иисуса Христа. Зачем и для кого Богочеловеку нужно было приносить Себя в жертву? Если для прощения грехов человечества, то почему Бог не мог простить их без жертвы Христа? Ведь Бог есть Любовь и всё христианство построено на прощении, забвении обид, незлобии, милосердии, великодушии, отсутствии злопамятности, отсутствии мести и т.д. Почему тогда для прощения грехов обязательно должен кто-то пострадать? Будто помимо любви Божией есть некий независимый вселенский закон справедливости и равновесия, через который даже милосердный Бог не мог переступить, пока кто-то не понёс наказания за грехи всех людей начиная с Адама и до конца времен. И почему именно кровью и смертью прощаются грехи? Я, разумеется, читал и труды Святых отцов об этом и размышления современных православных богословов. Но до сих пор удовлетворительного ответа не нашел. Вы могли бы ответить как лично Вы понимаете зачем нужен "Агнец, берущий на Себя грех мира"? И почему Бог без жертвы не мог простить грехи? Не отсылайте, пожалуйста, читать какую-либо статью или книгу.
Священник Игорь
Здравствуйте.

Чтобы понять духовный смысл события, нужно посмотреть на него не с плотской, не с душевной, а с духовной точки зрения. Это и предлагают нам православные богословы.

"Господь наш Иисус Христос, будучи безгрешным, ибо греха не сотвори (1 Петр. 2, 22) вземляй грех мира (Ин. 1, 29), ниже обретеся лесть во устех Его (Ис. 53, 9), – не подлежал смерти, ибо смерть вошла в мир чрез грех (Рим. 5, 12). Итак, Он умирает, претерпевая смерть за нас, и Самого Себя приносит в жертву за нас Отцу. Ибо мы согрешили пред Отцем, и надлежало, чтобы Он принял выкуп, предложенный за нас, и чтобы мы таким образом освободились от осуждения".

(Прп.Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, кн.3, гл.27)

"как через Адама мы подпали под власть греха, проклятия и смерти, так избавляемся от греха, проклятия и смерти через Иисуса Христа. Его вольные страдания и Крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение Правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью"(Свт.Филарет Московский. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви, 206)

"Жертва за греховность человечества долженствовала быть чуждой греха, вполне непорочной. Этого мало: она долженствовала быть безмерной цены, чтоб могла искупить человечество, виновное пред бесконечным Богом, невыкупимое, следовательно, никакой ограниченной ценой, как бы эта цена ни была велика. Естество человеческое соделало Богочеловека способным быть Жертвой, а естество Божеское дало этой Жертве безмерную цену".

(Свт.Игнатий(Брянчанинов). Изложение Учения Православной Церкви о Божией Матери.

Помоги Вам Господь разобраться в себе самом правильно.
Made on
Tilda