Горностаев Алексей Максимович

18.02.1808–18.12.1862

Архитектор, художник и педагог, один из основоположников национального направления в русской архитектуре. Архитектор Министерства внутренних дел (1843–1862), Капитула российских орденов (1845–1847), профессор Академии художеств (с 1849 г.), коллежский советник (с 1859 г.).


Алексей Максимович учился у Д. И. Жилярди в Москве. Первые годы Алексей Максимович работал в Царском Селе под началом В.П. Стасова. Горностаев был помощником А.П. Брюллова в Царскосельском дворцовом правлении (1829–1834), любимым учеником архитектора. Под его же руководством работал (1838–1839) в строительной комиссии по восстановлению Зимнего дворца после пожара. Вместе с братом, Василием Максимовичем, участвовал в строительстве Михайловского театра (1831).

А.М. Горностаев приобрел широкую известность после работы на купца А.Ф. Шишмарева. Дом Шишмарева (Невский пр., д.3) сохранился до наших дней.


Самыми известными работами Горностаева стали постройки в Троице-Сергиевой пустыни (Сергиевская и Святые ворота с кельями и домовой церковью Священномученика Саввы Стратилата). Средства на постройки дали братья Шишмаревы. Горностаев использовал приемы и мотивы византийской и романской архитектуры, древнерусского зодчества XIV–XVII вв..


Архитектор работал также на Валааме (Никольский и Белый скиты, странноприимный дом и др.), в Старой Ладоге (церковь Ивана Златоуста Никольского монастыря, больница в Успенском монастыре и др.), в Суздале, Тамбовской и Тульской губерниях, Пинске, Мценске, на Соловках.


По проекту А.М. Горностаева в Гельсингфорсе (Хельсинки) был построен в псевдовизантийском стиле Успенский собор, крупнейший православный храм в Северной Европе. Храм строился уже после кончины архитектора, завершил постройку И.А. Варнек (в 1868 г.).


Среди немногих сохранившихся могил на территории монастыря – памятный крест зодчему, сооружен по проекту И.И. Горностаева (1821–1874), племянника Алексея Максимовича. Памятный крест выполнен в ирландском средневековом стиле, характер орнамента которого имеет много общего с русским стилем.

Made on
Tilda