История монастыря

300 лет событий на одной странице
Согласно самой идее христианского монашества, существование монастырей, праведная жизнь их обитателей – это пример истинного благочестия. Уникальность духовных дарований в монашестве, влияние монастырей на развитие и воспитание христианских начал в обществе, высота духовного идеала побуждают изучать аскетический опыт их жизни, духовную культуру и педагогическое наследие.

Пушкин в своем труде «Заметки по русской истории XVIII века» отмечал: «Мы обязаны монахам нашей историей, а следовательно, и просвещением». Историк Василий Ключевский писал о том, что русское монашество – это отречение от мира во имя идеалов, ему непосильных; стремление покидать мир усиливалось не от того, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы.
Становление обители
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская Пустынь представляет собой такой образец как нравственных, так и духовных идеалов. Во многом судьба ее необычна.
Врата и братский корпус обители
В первой половине ХVIIIстолетия на месте пустыни была Приморская дача, носившая название «мызы» (фин. – загородный дом, дача). Она принадлежала великой княгине Екатерине Иоанновне, дочери царя Иоанна Алексеевича. Ветхая дача была приписана к Стрельнинскому загородному дому императрицы, но оставалась заброшенной и незаметно разрушалась.
Во время правления племянницы Петра I, Анны Иоанновны, в 1732 году был подписан указ о передаче Приморской дачи, что по Петергофской дороге, «Троицкому Сергиеву монастырю и Архимандриту Варлааму (Высоцкому), и кто по нем, в оной обители, Архимандриты будут в вечное владение». Архимандрит Варлаам, духовник Анны Иоанновны, был достойным наместником Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Основанная им Сергиева Пустынь имела положительное значение и для Петербургской епархии, и для всей Русской церкви.
По указу Анны Иоанновны будущему монастырю передается принадлежавшая ей приморская дача на Петергофской дороге
20 ноября 1734 года Анна Иоанновна специальным указом передает архимандриту Варлааму деревянную церковь Успенья Божией Матери при загородном доме царицы Параскевы Фёдоровны. Дом находился на набережной Фонтанки, напротив Апраксина переулка. Церковь была разобрана, перевезена на Приморскую дачу и 12 мая 1735 года освящена во имя преподобного Сергия Радонежского, чудотворца. Для братии были выстроены деревянные кельи, а для настоятеля – каменный флигель.
Для дальнейшего расширения обители отец Варлаам купил у различных лиц три участка, прилегающих к ней. Вся земля составила 400 десятин. Для ведения работ отец Варлаам поселил близ дачи семь крестьянских семейств, которые были приписаны к Троице-Сергиеву монастырю под Москвой. Эти крестьяне положили основание монастырской слободе. Первое время пустынь не имела своего штата монахов, для совершения богослужения сюда присылались монахи из числа братии Троице-Сергиева монастыря.
В царствование Елизаветы Петровны монастырь преобразился. По проекту П. А. Трезини в 1756 году был заложен пятиглавый Свято-Троицкий собор, в 1756–58 годах – церковь преподобного Сергия Радонежского, а также новые стены и башни и монашеские кельи, каменные вместо деревянных.
Свято-Троицкий собор, возвышающийся над строениями монастыря
В Троицком соборе в особом киоте стоял прекрасный образ Пресвятой Троицы, написанный К. П. Брюлловым. Главной святыней храма была привезенная из Сергиевой лавры основателем пустыни чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского. В ризнице хранились два креста с частицами мощей прп. Сергия и вмц. Варвары. Собор был освящен во имя Пресвятой Троицы в 1763 году в присутствии императрицы Екатерины II и ее сына.
Для самой Екатерины Алексеевны Сергиева Пустынь имела особое значение, с ней были связаны незабываемые переживания. В дни государственного переворота 1762 года гвардейские войска под предводительством Екатерины II и Екатерины Романовны Дашковой дошли в походе на Петергоф до монастыря и остановились за его стенами.
В Троице-Сергиевой Пустыни Екатерина Алексеевна ожидала важнейшую для себя новость
В покоях настоятеля Екатерина Алексеевна дождалась ответа на свой ультиматум: император Пётр III дал согласие на отречение от престола. В тот же час в пустыни состоялось самое первое богослужение по случаю счастливого исхода опасного предприятия.
С тех пор Екатерина Великая щедро одаривала монастырь и ежегодно в памятный день отправляла в его храме благодарственный молебен. Здесь же она хотела обрести и земное успокоение. В архивных источниках сохранилась ее записка следующего содержания: «Ежели умру в городе, положить меня в Александро-Невском монастыре, в Соборной церкви, мною построенной. Ежели в Царском Селе – на Софийском кладбище, у Казанской Богородицы. Буде в Петергофе – в Сергиевой Пустыни». Похоронили императрицу, как и положено, в Петропавловском соборе, но это ее завещание, хоть и не было воспринято при дворе всерьез, не забылось.
Троицкий собор (ныне утрачен)
В 1764 году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом. Однако из-за частой смены настоятелей время процветания монастыря сменилось долгими годами упадка. Но не забыты духовные подвиги таких настоятелей, как архимандрит Амвросий (Протасов), известный талантливый проповедник (1798–1800 гг.), ставший наместником Александро-Невской лавры, а позднее – епископом Тульским, Казанским и Тверским.
Настоятель монастыря в 1802–1804 годах Евгений (Болховитинов) собрал и оставил богатый научный литературный материал, значимый не только для церковной русской истории, но вообще для истории русской литературы: «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской церкви», «Словарь светских русских писателей, соотечественников и чужестранников, писавших о России» и др.
Игнатий Брянчанинов
Расцвет пустыни начался в 1834 году, когда ее настоятелем был назначен Игнатий (Брянчанинов). Потомственный дворянин, блестящий воспитанник Инженерного училища, обладающий незаурядными духовными, литературными и другими дарованиями, он отказался от блестящих перспектив и посвятил себя монашескому подвигу.
Более двадцати лет (с 1834 по 1857 год) Игнатий (Брянчанинов) был наместником монастыря и выполнил пожелание императора Николая I: «Я тебе даю Сергиеву Пустынь, хочу, чтобы ты жил в ней и сделал бы из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей».
Огромными трудами настоятеля Сергиева Пустынь действительно встала в один ряд с Донским, Симоновым монастырями, Александро-Невской лаврой. Сам Государь неоднократно приезжал и просил благословения на свои начинания у святителя. Советов и наставлений искали у Игнатия (Брянчанинова) Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский. Игнатию Брянчанинову посвящена повесть Н. С. Лескова «Инженеры-бессребреники».
Игнатий (Брянчанинов), ученик иеромонаха Леонида (Оптинского старца в 1829–1841 гг.), начал восстановление обители с возрождения строгого устава монашеской жизни и упорядочения богослужения, введения «практики умного делания», ежедневной исповеди, как в Оптиной пустыни. Путь стяжания духовного опыта – молитва, и первым шагом на этом пути является пение, своего рода «телесная молитва».
По поводу пения Игнатий Брянчанинов заметил в одном из своих писем (собраны и опубликованы игуменом Марком Лозинским в 1995 году): «…от этой молитвы, сопровождаемой сильною наружною ревностию, также плотскою, переходит человек к сердечному и умственному вниманию, причем ревность действует с тихостию и благообразием». В соответствии с этим формировался и строй жизни Троице-Сергиевой пустыни.
Постижение искусства молитвы начиналось с клиросного пения, и все новоначальные иноки, придя в пустынь, получали послушание в братском хоре. Лучшие церковные композиторы того времени – П. И. Турчанинов, А. Ф. Львов (автор гимна «Боже, царя храни») – писали свои музыкальные произведения для монастырского хора, который в 1840-е годы был признан первым в России монашеским хором. Особенно прославился сподвижник и близкий друг Игнатия (Брянчанинова) схимонах Михаил (Чихачев), бас-октавист.
Схимонах Михаил (Чихачев)
Михаил (Чихачев), так же как и святитель Игнатий, закончил с отличием Инженерное училище, был пансионером Николая I. Император, приезжая в Сергиеву Пустынь, хлопал по плечу Михаила (Чихачева) и приговаривал: «Мой монах, мой монах!».
Пение как врачевание, как путь разрешения от земных скорбей – один из символов культуры XIX века. При этом Троице-Сергиева пустынь, находясь на перекрестке культуры и религии, была местом притяжения музыкантов и композиторов. Кроме П. И. Турчанинова, А. Ф. Львова, здесь бывал также известный композитор М. И. Глинка, прибегавший, как и многие другие, к духовным советам отца Игнатия.
Игнатий (Брянчанинов) также прославился своими литературными трудами, написанными в кратковременных затворах и в дальнейшем переработанные с высоты пройденного монашеского пути – на покое в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской области. Он собрал и изложил богословское учение Святых Отцов о борьбе со страстями, о возрождении человека путем покаяния. Читая знаменитые «Аскетические опыты», понимаешь глубокий духовный смысл такого явления, как монашество.
Игнатий Малышев
Достойным продолжателем дела настоятеля Игнатия (Брянчанинова) в течение следующих сорока лет (1857–1897 гг.) стал его бывший келейник Игнатий (Малышев).
По рекомендации святителя Игнатия (Брянчанинова) он учился в Императорской Академии художеств у К. П. Брюллова. Многие иконы были выполнены им для монастыря, а сама обитель превращена в образец архитектурного искусства.
При нем архитектором А. М. Горностаевым была завершена перестройка храма преподобного Сергия Радонежского, закончен Братский корпус с надвратной церковью во имя св. Саввы Стратилата.
Братский корпус и Воскресенский собор в начале 20-го в.
Ранее здесь работали и другие известные архитекторы: так, в 1855–1857 годах А. И. Штакеншнейдер руководил – последней при Игнатии (Брянчанинове) – постройкой церкви Григория Богослова над могилой графа Григория Кушелева.
Сохранившаяся церковь св. Григория Богослова (усыпальница Кушелевых). Фото: Александр Кротов
В 1884 году по проекту профессора Академии художеств А. А. Парланда был возведен храм Воскресения Христова. Выполненный в византийском стиле, вмещающий до 2500 человек, этот храм стал украшением Сергиевой пустыни. Также А. А. Парландом совместно с Игнатием (Малышевым) был создан проект знаменитого Спаса на Крови, храма-памятника на месте смертельного ранения императора Александра II.
Воскресенский собор (утрачен)
Заботясь о внешнем украшении, настоятели монастыря не забывали о внутреннем созидании, поддерживали высокий духовный авторитет. В 1867 году в пустыни числилось братии 46 человек и 25 человек проживали на богомолье. Количество насельников постепенно увеличивалось: в 1916 году здесь насчитывалось до 100 человек монашествующих. Перед революцией на территории монастыря было 7 храмов.
Жизнь монахов проходила по строго установленному порядку. Монашеский Устав гласил: «Желающие поступить в монастырь предварительно испытываются, к какому послушанию более способны – к клиросному, письменному, хозяйственному и прочему, и, по принятии в монастырь, поручаются для приобучения к иноческой жизни вообще и, в частности, к избранному роду послушания опытным старцам… Затем необходимо по крайней мере три года, чтобы принятый в иноки послушник мог быть, если окажется достойным, пострижен в монахи». В дальнейшем из монашеской братии пустыни по существующей традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.
По ходатайству настоятеля Игнатия (Брянчанинова) пустынь была наделена лесным участком в 50 десятин. Земля была заболочена, но после многих трудов полевое монастырское хозяйство поднялось на очень высокий уровень. Достаточно сказать, что в 1882 году в России на выставке хлеборобов Сергиевой пустыни была присуждена большая серебряная медаль за семена ржи, две медных медали – за семена пшеницы и ячменя.
Больше чем монастырь
Монастыри всегда были средоточием духовной жизни, добрых дел, благотворительности. В пустыни действовал инвалидный дом, школа, больница для бедных, странноприимная (ежедневный приют для 15–20 странников), госпиталь – во время войны. При монастыре существовала первая в России Сергиевская школа трезвости, основанная игуменом Павлом (Горшковым).
Основатель Александро-Невского общества трезвости отец Александр (Рождественский) ввел в обычай крестные ходы трезвенников в Троице-Сергиеву пустынь в одно из летних воскресений. Помогала пустынь и духовным школам. С 1866 года осуществлялись пожертвования на содержание Санкт-Петербургской духовной семинарии и духовного училища. Архимандриту Игнатию (Брянчанинову) были пожалованы ордена св. Владимира и св. Даниила – за деятельное участие в построении нового храма в городе Сараево (пожертвование иконостаса).
Троицкий и Воскресенский соборы (утрачены)
О высоком уровне духовной жизни говорит и то, что к концу 1901 года библиотека монастыря насчитывала более 6000 книг, выписывались журналы: «Вера и Церковь», «Миссионерское обозрение», «Душеполезное чтение», «Исторический вестник», «Вера и разум», «Друг трезвости», «Отдых христианина», «Русский паломник».
Пустынь, с ее строгим уставным богослужением и прекрасным пением монахов, самоотверженным подвигом любви, привлекала потоки богомольцев. Жители Петербурга любили свою Сергиеву пустынь. А знать Петербурга, еще со времен Екатерины II, выбрав пустынь местом погребения своих родных, устраивала фамильные склепы под храмами или рядом с ними.
Зубовский инвалидный дом (справа). Фото otzyv.ru
В 1804 году графы Зубовы избрали Троице-Сергиеву пустынь местом захоронения героя суворовских войн, генерала от инфантерии, члена Государственного совета, директора 2-го Кадетского корпуса графа Валерьяна Зубова. На средства Зубовых в 1809 году был построен Инвалидный дом с церковью Святого великомученика Валерьяна на 30 человек «увечных воинов». В подземной части этой церкви находится фамильный склеп на 27 погребений.
Среди погребенных на монастырском кладбище представители таких семей, как Адлерберги, Апраксины, Голицыны, Зубовы, Кочубеи, Кушелевы, Мятлевы, Нарышкины, Перовские, Строгановы, Толстые, Чичерины, Юсуповы, Яковлевы и многие другие. Почетным по своему статусу считалось погребение Его Императорского Высочества герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, князя Романовского. Здесь также были похоронены канцлер Российской империи А. М. Горчаков, министр народного просвещения А. С. Норов, выдающийся общественный и культурный деятель принц П. Г. Ольденбургский, военные губернаторы Петербурга, выдающиеся архитекторы А. И. Штакеншнейдер и А. М. Горностаев, потомки А. В. Суворова и М. И. Кутузова.
Восстановленное в наше время погребение Горчаковых
Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Территорию обители украшали изящной архитектуры усыпальницы: ротонда-усыпальница семьи Толстых, оранжерея-усыпальница семьи принцев Ольденбургских. После безжалостного разграбления в 1930-е, а особенно в 1960-е годы спасти удалось немногое. В фонды Русского музея из родовой усыпальницы Зубовых были переданы бронзовые и мраморные бюсты работы С. Кампиони, Н. Пименова, П. Ставассера. В Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры были перенесены некоторые надгробия, имеющие художественную ценность.
Запустение и возрождение
Последним перед революцией настоятелем монастыря был архимандрит Сергий, духовник великих князей Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича Романовых, живших в Стрельне и часто молящихся в пустыни. В 1937 году архимандрит был расстрелян, он причислен к лику святых Русской Зарубежной Православной Церковью.
Пустынь закрылась в 1919 году, но богослужения еще продолжались. Число братии тем не менее постепенно сокращалось, последнее пострижение в монашество было в 1926 году.
Около десяти монахов-стариков жили среди воспитанников детской колонии «Труд», открытой на территории обители. В 1931 году монастырь прекратил свое существование. Перед войной здесь открыли школу переподготовки начсостава военизированной охраны промышленных предприятий ВСНХ СССР им. Куйбышева.
Во время Великой Отечественной войны с сентября 1941 года вплоть до снятия блокады в январе 1944 года на территории бывшего монастыря находился фашистский штаб армии. Отсюда велась корректировка артобстрела Ленинграда. Монастырские строения, в особенности Троицкий собор и Воскресенская церковь, сильно пострадали от артиллерийских обстрелов.
Танки 124 танковой бригады, сожженные 8 октября 1941 года
В послевоенные годы начались реставрационные работы. Архитектор А. А. Кедринский восстановил Настоятельский корпус и трапезную. Ирина Николаевна Бенуа составила проект реставрации Троицкого собора. К сожалению, в 1962 году собор сняли с государственной охраны и снесли. На его месте устроили плац для открытой на территории бывшего монастыря Средней школы милиции.
Несколько ранее та же участь постигла церковь Воскресения Христова и другие церковные постройки. Надгробные памятники, чудом уцелевшие до лета 1964 года, в один день были снесены бульдозером. Правда, два памятника оставили: фамильный склеп Чичериных (возможно, из уважения к наркому иностранных дел в правительстве Ленина Г. В. Чичерину) и мраморный крест на могиле известного архитектора А. Горностаева.
В Сергиевском храме
Восстановление монастыря началось в начале 1990-х годов, первая литургия служилась на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 1993 года. Первые несколько лет насельникам монастыря приходилось делить территорию со Средней школой милиции МВД РФ. Руководство МВД не могло найти подходящего здания, куда бы могла переехать школа. По молитвам насельников монастыря такое здание было найдено и все постройки и территория были переданы монастырю.
В этот период были обретены местночтимые мощи основателя монастыря – архимандрита Варлаама (Высоцкого), друга святителя Игнатия (Брянчанинова) – схимонаха Михаила (Чихачева) и архимандрита Игнатия (Малышева), о котором говорилось выше. На территории монастыря была открыта среднеобразовательная школа с православным уклоном, действует воскресная школа. Производится реставрация и восстановление храмов, братского корпуса, Зубовского корпуса и других построек. Жизнь монастыря течет своим чередом, как говорит бывший настоятель монастыря архимандрит Николай (Парамонов): «Главное, чтобы в Духе Святом!».

Источник: https://dzen.ru/a/YYqGv2AwcGVlQaW2
Другие материалы об истории пустыни
Made on
Tilda